Москва поддержала проекты платных дорог Татарстана
29 сентября 2004 года
Справка: Вопрос о необходимости привлечения частных инвестиций в дорожное хозяйство в правительстве Татарстана активно обсуждается с конца прошлого года. Как пояснил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Владимир Швецов, после отмены в 2001 году налога на пользователей дорог, объемы финансирования и, соответственно, дорожного строительства уменьшились более чем в три раза. В результате сейчас республика по плотности дорог с твердым покрытием, составляющей 212 км дорог на 1 тыс. кв. км территории, отстает от среднероссийского уровня более чем в полтора раза (в европейской части России этот показатель составляет 350 км на 1 тыс. км).
В апреле на московской международной конференции по вопросам привлечения частного капитала в дорожное строительство премьер-министр РТ Рустам Минниханов представил пять проектов строительства новых и реконструкции существующих дорожных объектов в республике, которые, как предполагается, будут эксплуатироваться на коммерческих условиях. Это — вторая очередь мостового перехода через Каму, скоростная автомобильная дорога Сорочьи Горы — Шали, новая подъездная дорога к международному аэропорту «Казань», участок федеральной трассы Казань — Оренбург, проходящий по территории республики и четвертая транспортная дамба через Казанку в Казани. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет около 20 млрд руб., сроки окупаемости — от 20 до 25 лет.
О двух наиболее близких к реальному воплощению в жизнь проектах Владимир Швецов рассказал на состоявшемся во вторник в Москве расширенном заседании коллегии Минтранса РФ, которое провел председатель правительства РФ Михаил Фрадков. Речь идет прежде всего о проекте строительства автодороги Сорочьи Горы — Шали протяженностью 41 км и второй нитки 14-километрового мостового перехода через Каму. По словам господина Швецова, к настоящему времени Международный институт строительства по заказу Минтранса РТ завершил разработку бизнес-плана строительства и эксплуатации на платной основе этой автотрассы. Участок дороги общей длиной 55 км должен связать кратчайшим путем две федеральные трассы — Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа и Казань — Оренбург. Власти республики планируют завершить мостовой переход к августу 2005 года (к празднованию тысячелетия Казани), а весь проект платной трассы — в 2007 году. Второй проект касается строительства и реконструкция 400-километрового участка федеральной трассы Казань — Оренбург. Заинтересованность в скорейшем осуществлении этого проекта власти республики объясняют тем, что эта дорога связывает 14 административных закамских районов республики, дает возможность выхода грузовых и пассажирских потоков на железнодорожную магистраль Москва — Казань — Екатеринбург, а также открывает выход на международный транспортный коридор, проходящий по Казахстану в Юго-Восточную Азию. После реконструкции эта дорога, относящаяся сейчас к третьей технической категории, должна перейти в первую и во вторую техническую категории.
Владимир Швецов сообщил, что ориентировочная стоимость проекта скоростной трассы Сорочьи Горы — Шали составляет 3,8 млрд руб., проект оренбургской трассы, работа над которым не завершена, пока не оценен. Тем не менее Минтранс РТ провел переговоры с крупнейшими промышленными предприятиями республики и российскими банками, которые, по словам Владимира Швецова, высказали свою заинтересованность в совместной работе.
Как стало известно „Ъ“, возможность вложения средств в реконструкцию автодороги Казань — Оренбург рассматривает ОАО «Татнефть», заинтересованность в участии в платных дорожных проектах высказало и руководство ОАО «Нижнекамскнефтехим». В этих компаниях пока не называют объемы возможных инвестиций в строительство платных дорог, полагая, что нужно дождаться окончательного решения вопроса на федеральном уровне.
Между тем, как сообщили „Ъ“ в Минтрансе РТ, министр транспорта РФ Игорь Левитин достаточно высоко оценил возможности республики в осуществлении представленных на коллегии проектов. Таким образом, как считают в республиканском транспортном ведомстве, Татарстан может оказаться в числе первых российских регионов, где будут осуществлены пилотные проекты строительства коммерческих трасс (участники коллегии также обсуждали проект строительства платной дороги Москва — Санкт-Петербург). Игорь Левитин заявил журналистам, что его ведомство внесет вопрос о строительстве платных автодорог в пилотных регионах страны на октябрьское заседание правительства. По его мнению, медлить в этом деле нельзя. Законодательная основа для введения в России платных дорог может появиться очень скоро: федеральный закон о платных дорогах практически готов и будет внесен в Госдуму в начале следующего года, отметил господин Левитин.
ТАТЬЯНА КОРНЕЕВА, "Коммерсантъ-Казань"